Дата публикации: 30.01.2024 15:51
Дата изменения: 30.01.2024 15:54

      Об итогах налогового администрирования крупных налогоплательщиков по итогам 2023 года рассказала директор департамента крупных налогоплательщиков  Комитета государственных доходов МФ РК Инкар Елубай ходе пресс-конференции в Комитете государственных доходов МФ РК.

     Субъектами крупного предпринимательства, состоящими на мониторинге, являются 354 налогоплательщика, из которых 105 – недропользователей, 249 – крупные налогоплательщики из различных секторов экономики.

     По компаниям, состоящим на мониторинге, за исключением недропользователей, по итогам 2023 года поступления в республиканский бюджет увеличились на 823,5 млрд.тенге или на 36% и составили 3 123,1 млрд.тенге (2022г. - 2 299,6 млрд. тенге).

      По итогам 2023 года в результате мер налогового администрирования изыскано в бюджет 162,1 млрд.тенге дополнительных резервов от крупных налогоплательщиков за исключением недропользователей.

      В целом за 2023 год завершено 36 налоговых проверок крупных налогоплательщиков. По результатам проведенных проверок доначислено налогов и пени – 51,6 млрд.тенге. По результатам проведенных проверок взыскано в бюджет в целом - 34 млрд.тенге.

      На улучшение качества администрирования повлияло назначение налоговых проверок с использованием ИС СУР. Применение данной системы позволило точечно отбирать субъектов крупного бизнеса для налоговых проверок, на основе показателей оценки степени риска, где проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска.

      Наряду с мерами контроля, как налоговые проверки осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью определения фактической налогооблагаемой базы – мониторинг крупных налогоплательщиков.

      В настоящее время мониторинг осуществляется в соответствии со статьей 132 Налогового кодекса, когда по предварительно проведенному анализу в случае выявления расхождений выставляется требование о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

       Далее, в случае установления нарушений крупный налогоплательщик извещается о таких нарушениях с предоставлением права дать письменное пояснение и только в случае несогласия с представленным пояснением орган государственных доходов выносит мотивированное решение и назначает налоговую проверку по вопросу установленных нарушений.

       В настоящее время, Комитетом проводится большая работа по  упрощению налогового администрирования. Потенциалом в упрощении является внедрение цифровых решений и развитие дистанционного администрирования, приоритетом из которых является новый проект – горизонтальный мониторинг.

    Горизонтальный мониторинг – это новая форма налогового контроля, которая является частью налогового мониторинга крупных налогоплательщиков.

     Горизонтальный мониторинг предусматривает онлайн-обмен информацией между органами государственных доходов и налогоплательщиком посредством информационных решений, что заменяет традиционные налоговые проверки.

     При этом, налогоплательщики раскрывают необходимую информацию путем раскрытия налоговой отчетности до первичных документов с введением контролей по рискам, что позволит снизить объем представляемых документов и ввести риск-ориентированный мониторинг.

     Горизонтальный мониторинг будет основан на принципах сотрудничества, обоснованного доверия, законности, прозрачности и расширенного информационного взаимодействия, что позволит урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке.

     Так, горизонтальный мониторинг позволит существенно снизить налоговые риски (пени и штрафы), а также обеспечить своевременными поступлениями в бюджет и избежать длительных споров по итогам налоговых проверок, которые могут длиться более 3-х лет.

      Участники пилотного проекта могут рассчитывать на доверительные партнерские отношения с органами государственных доходов, на признание добросовестными налогоплательщиками и повышение инвестиционной привлекательности компаний, как на внутреннем, так и глобальном рынке.

      На сегодняшний день, вопрос выработки эффективного механизма возврата активов из-за рубежа в страну является одним из самых актуальных.

      Указом Главы государства 5 октября 2023 года образован Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры, который является уполномоченным органом по возврату активов.

      При этом возврат активов, устранение причин и условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу, являются общими целями, затрагивает компетенцию всех государственных органов, в том числе Комитета.

      В этой связи, Комитет ведет международное сотрудничество, в том числе по усилению мер направленных на противодействие оттоку капитала из страны, с дальнейшим предоставлением информации в  Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры.